Текущее время: Ср ноя 14, 2018 1:37 am




Начать новую тему Ответить на тему [ 1 сообщение ]
 2013/06/11 Хроники времен фальшивого ЕГЭ 
Автор Сообщение

Зарегистрирован: Вс авг 19, 2018 11:46 am
Сообщения: 37
Сообщение 2013/06/11 Хроники времен фальшивого ЕГЭ
Каждый год мы поднимаем тему массовых нарушений, происходящих во время сдачи ГИА и ЕГЭ. Как развивались события в течение трех последних лет, что менялось, а что, увы, осталось неизменным?

«Данное преступление является и антигосударственным актом, направленным на дискредитацию не только системы ЕГЭ, но и нашей страны. Оно направлено также против конкретных молодых людей, которые хотят честно учиться и хотят, чтобы их знания объективно оценивали»
Андрей ФУРСЕНКО, помощник Президента России

Хроника: 2011 год

В июне 2011 года группа «Самоподготовка к ЕГЭ и ГИА», созданная в социальной сети ВКонтакте, организовала массовое списывание ЕГЭ по всем школьным предметам. В группе состояло более трехсот тысяч человек: учащиеся 11-х классов, выпускники прошлых лет, учителя, репетиторы. Наибольший размах приобрело списывание ЕГЭ по математике 6 июня. К нему готовились заранее: по договоренности с сайтом «Абитуриент.Про», ныне «MathExpert», группа проводила набор «доноров» - они обещали присылать варианты ЕГЭ в группу, и «хирургов» - они должны были решать задания и выкладывать решения.

Придя на экзамен, учащиеся фотографировали мобильным телефоном свои задания и через него же отправляли их на страницы группы. Через несколько минут задания решали, а выпускникам оставалось перенести решения в экзаменационные бланки. Некоторым решения рассылались прямо на мобильные телефоны, этот сервис был платным, число его пользователей составило 100 тысяч человек.

Как выяснилось позже, эта схема уже использовалась в 2009 и 2010 годах, но тогда до огласки дело не дошло. Однако в этот раз остаться незамеченными не получилось. Сначала о фальсификациях написала «Учительская газета», затем подключился «Пятый канал», а когда история заняла верхние строчки всех электронных новостных систем, в дело вмешался Президент России. Он позвонил министру образования, тот сообщил о происходящем на заседании Общественного совета при министерстве, а Рособрнадзор признал то, о чем уже неделю говорила вся страна. Списывают.
И что? А ничего. Экзамены шли дальше, и их продолжали списывать тем же способом.

Хроника: 2012 год

Все экзаменационные задания ГИА по всем предметам оказались в Интернете в конце мая, за четыре дня до первого экзамена. Ко времени последних экзаменов у школьников было две недели, чтобы найти их и детально изучить. Так же было в 2010 и 2011 годах, но на фоне скандалов со списываниями ЕГЭ утечки ГИА остаются в тени. Решать проблему никто не собирается. Есть простой ход - вместо нескольких вариантов на всю страну, ответственность за секретность которых оказывается размытой, составить для каждого региона свой набор экзаменационных вариантов. Но не делается даже этого.

Из нововведений ЕГЭ: с 2012 года, чтобы дезориентировать нарушителей, осуществляются вбросы в Интернет фальшивых экзаменационных заданий. Поддельные варианты через день-два вытесняются настоящими. Как их определяют? Настоящие выкладываются за деньги и на тех же сайтах, что в предыдущие годы.

Еще новшество: для идентификации бланков КИМов задания ЕГЭ размещаются на уникальном для каждого экземпляра геометрическом фоне, который позволяет определить школьника, сфотографировавшего свой вариант. Поэтому фотографии стали отправлять на электронную почту, получатели перепечатывали задания и затем размещали в Интернете. Задержка составляла чуть меньше часа. Дальше происходило то же, что и раньше: незамедлительно поступающие ответы к пришедшим заданиям становились доступными для всех желающих.

Причины понятны: в России нет законодательной базы, позволяющей привлекать за подобные нарушения к ответственности. И если в 2011 году чиновники собирались инициировать изменения в законодательстве и ввести уголовную ответственность за незаконное распространение экзаменационных материалов, то в 2012 году они даже не упоминали об этих обещаниях.
Путем борьбы с утечками и со списыванием прошли многие страны, и осмысление их опыта пригодилось бы тем, кто принимает решения. В Румынии на экзаменах присутствуют полицейские, а все происходящее фиксируется видеокамерами. В Принстонском университете, наоборот, на экзаменах студенты сидят одни. Там принято отчислять за списывание. Минимум - на год, максимум - навсегда. За соблюдением порядка студенты следят сами, и следят очень строго. Во Франции за списывание на экзамене сдающий лишается права сдавать любые государственные экзамены в течение пяти лет. Нельзя ни получить права, ни сдать квалификационный экзамен на профессию. Сурово? В Китае в черный список попадают навечно.

Везде, где за обман государства предусмотрена серьезная ответственность, списывание удается свести к нулю. А что же у нас? Пересдача через год. Так ведь списывающий ничем не рискует: он так и так не может сдать экзамен в текущем году, потому и списывает.

Хроника: 2013 год

Пока власти бездействовали, мошенники, наоборот, действовали активно. Еще 28 ноября ими был записан и размещен на youtub’e видеоролик «Как варианты ГИА/ЕГЭ утекают в Интернет». В нем на протяжении 33 минут рассказывается о том, как получить доступ к компьютерам региональных центров тестирования и как будет получен доступ к КИМам, сообщается, что варианте экзаменационных работ появятся 29 апреля. «Продажи начнутся тогда, когда мы сами все получим», - заканчивают авторы.

Зимой и весной школьники вступали в многотысячные сообщества, рекламировавшие продажу заданий ЕГЭ. Объявления распространялись не только в соцсетях, но и на солидных сайтах образовательной тематики через контекстную рекламу Яндекс-Директ. Реклама была повсюду. Один предмет стоил 3000 рублей, скидывались целыми классами. Деньги переводились на банковские карточки и в системы электронных платежей.

Далее все шло по плану: 29 апреля задания по всем предметам были скопированы сразу в нескольких регионах. В зависимости от предмета на каждую из зон - «Дальний Восток», «Сибирь», «Урал», «Центр» - создается 5-10 уникальных экзаменационных работ, а каждый конкретный вариант для учащегося получается из них путем перемешивания заданий. Они выкрали все.

21 мая задания были сформированы в архивы и выложены на американском файлообменном сервере. Заплатившим по электронной почте рассылались ссылки для скачивания архивов, но открыть их было нельзя: архивы были защищены паролями. Ссылки попали на форумы, и в считанные дни полные комплекты экзаменационных заданий разошлись повсюду. Однако доступа к ним по-прежнему не было.

Днем 26 мая, накануне первого ЕГЭ, в Твиттере продавцов был опубликован пароль к архиву с заданиями по русскому языку. Материалы, которых так долго ждали, моментально оказались везде. По официальным данным, ВКонтакте только заблокированных групп, разместивших эти задания, оказалось 72, их общая аудитория составила 1,6 миллиона человек.

Но блокировка спасти не могла: группы появлялись быстрее, чем их закрывали. Результаты экзамена не заставили себя долго ждать: по сравнению с прошлым годом процент несдавших уменьшился в полтора раза, а количество стобалльных работ выросло более чем на 25%.

Русский язык оказался единственным предметом, экзаменационные задания к которому оказались известными только за один день. Пароли к остальным архивам появлялись заблаговременно: до экзаменов по истории, биологии, информатике оставалось три дня, до математики - неделя, до физики и иностранных языков - 10 дней, до обществознания и химии - две недели, до экзаменов по географии и литературе - 17 дней. За такое время экзаменационные задания были решены с репетиторами, рассмотрены на предэкзаменационных консультациях в школах, обсуждены на форумах.

К чему еще могло привести бездействие чиновников, год за годом отказывавшихся признавать проблемы утечек? Пока власть, игнорируя очевидное, прятала голову в песок, мошенники наладили каналы получения и распространения экзаменационных заданий. Произошла грандиозная кража экзаменационных материалов для всей страны для дальнейшей перепродажи с целью наживы.
Однако это не вся правда. Кроме кражи заданий в регионах был открыт доступ к ftp-серверу Федерального центра тестирования ftp://ege.rustest.ru, был подобран пароль к служебному почтовому ящику [email protected] Федерального института педагогических измерений, разрабатывающего экзаменационные задания. Служебные документы, содержащие ответы на задания ЕГЭ, фамилии составителей заданий, рецензентов, описание секретной компьютерной сети ФИПИ и даже расположение следящих видеокамер в институте попали в открытый доступ. Были похищены условия, ответы и критерии проверки заданий ГИА. Те самые, ответственность за утечку которых Рособрнадзор устами своего пресс-секретаря перекладывает на регионы. Нюанс в том, что ответы и критерии проверки поступают в регионы по электронной почте после проведения экзаменов. Поэтому в регионах по некоторым предметам их еще нет, а в Интернете они уже есть. Впрочем, когда Рособрнадзор волновали такие нестыковки?

А бывает иначе

Два года назад во Франции разгорелся скандал: одна из задач выпускного экзамена по математике была обнаружена в Интернете накануне экзамена. На следующий день после экзамена министерство образования провело пресс-конференцию, где министр объявил, что решение обнародованной задачи не будет засчитано никому из решавших. В ответ родители требовали аннулировать экзамен целиком, отодвинуть школьные каникулы и дать возможность всем учащимся написать экзамен заново. Это соответствует французской традиции: в аналогичных случаях в 1982 и 2005 годах были приняты именно такие решения.

Но этим дело не ограничилось: за 24 часа нашли и арестовали разместивших в Интернете условие экзаменационной задачи. Двух человек нашли по ip-адресу, на следующий день с повинной пришел тот, кто им передал фотографию. Он в свою очередь получил фото от сотрудника типографии, которого тоже нашли и арестовали. По французским законам ответственность за это преступление - 3 года тюрьмы и 9000 евро штрафа.

У нас никого не ищут, у нас выделяют деньги и осваивают их. В соответствии с традицией в 2011 году Министерство образования и науки выделило 28 миллионов рублей на разработку средств защиты ЕГЭ. Выполнение работ предусматривало «совершенствование технологии производства КИМ, совершенствование технологии идентификации КИМ, совершенствование технологии работы с федеральным банком тестовых заданий, направленные на защиту информации от утечек». Кроме того, подрядчик должен был разработать предложения по внесению изменений в Административный и Уголовно-процессуальный кодексы Российской Федерации для привлечения к ответственности лиц, опубликовавших КИМы.

Тогда же Минобрнауки разместило заказы на разработку технологий видеопротоколирования и видеотрансляции проведения ЕГЭ, выявление устройств сотовой связи, подавление систем мобильной связи и передачи данных в пунктах проведения ЕГЭ (38 млн руб.), на разработку открытого банка заданий (46 млн), на эксперимент по проведению ЕГЭ независимыми организациями (30 млн), на разработку компьютерного ЕГЭ (43 млн), на «совершенствование отдельных процедур ЕГЭ» (49 млн).

Заказанные работы подрядчиками выполняются и сдаются в министерство. Но что дальше? Почему не внесены изменения в кодексы, не введена ответственность за нарушения, не глушатся телефоны в пунктах проведения экзамена? Почему экзаменационные материалы оказались все-таки украдены? Почему ничего не изменилось?

Время не ждет!

Сомнения в достоверности и честности результатов ЕГЭ дискредитируют не только сам экзамен, но и всю систему образования в целом. Несколько лет подряд объективность ЕГЭ вызывает серьезные сомнения, а низкая степень доверия к нему ставит под угрозу саму идею его проведения. Это не данность, а результат бездействия чиновников, беспринципности организаторов ЕГЭ в пунктах проведения экзамена, отсутствия контроля за событиями в Интернете.

Не пора ли принять меры? Прежде всего законодательные и технические. Но не только. Барьеры нужно не только ставить, но и снимать. Пора разрешить пересдавать экзамены несколько раз и выбирать лучший результат. Необходимо открыть экзаменационные задания, разместить их в Интернете, сделать доступными для учащихся. Требуется привести в соответствие экзаменационные задания и учебники, которые сейчас более чем далеки друг от друга.

О происходящем с экзаменами знают сотни тысяч выпускников, учителей, родителей. Все эти годы они ждут реакции тех, кто может высказываться от имени государства. Ждут, что виновные будут наконец найдены и наказаны. Ждут, что государство защитит честных и умных от глупых, но ушлых. Но когда же?

----------

Дмитрий Гущин, 11.06.2013, Учительская газета, http://ug.ru/archive/51350


Вт июн 11, 2013 4:23 pm
Показать сообщения за: Поле сортировки
Начать новую тему Ответить на тему [ 1 сообщение ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron